Что наблюдать в феврале 2012 года?

Погода, по крайней мере в Москве и области, балует, ясных дней и ночей очень много, поэтому одевайтесь потеплее и вперед на наблюдения!

Наблюдать можно даже днем — изучать наше Солнце. Сейчас светило находится в активной фазе, поэтому очень интересно наблюдать за солнечными пятнами. И для этого не обязательно покупать дорогой солнечный телескоп, можно обойтись гораздо более доступным стеклянным или пленочным солнечным фильтром для телескопа или бинокля. Можно также приобрести лист пленки Baader AstroSolar Visual и сделать из него фильтр самостоятельно.

Сейчас диск Луны виден практически целиком, но постепенно все меньшая площадь видимой стороны нашего спутника будет освещена, а 21 февраля произойдет новолуние и те, кто захочет полюбоваться темным безлунным небом и объектами дальнего космоса будут вознаграждены за свое терпение сполна. Наблюдайте Луну примерно с 22 часов на востоке, когда она уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Чуть левее Луны вы легко обнаружите яркую точку — это Марс. Венеру и расположенный выше и левее нее Юпитер вы можете наблюдать начиная примерно с 19 часов. Венеру вы найдете на юго-западе, а Юпитер в это время будет практически точно на юге. Около 3 часов утра достаточно высоко над горизонтом окажется Сатурн и вы сможете найти его на юго-востоке. Чуть выше и левее Венеры в бинокль или телескоп вы можете найти маленькую звездочку — это планета Уран.

Если провести от Венеры к Юпитеру мысленную прямую, то продолжив ее примерно на то же расстояние вверх и влево можно заметить яркую звезду — это Альдебаран в созвездии Тельца. Чуть выше и правее ее на темном небе вы с легкостью обнаружите скопление Плеяды. На темном небе его видно невооруженным глазом в виде крохотного ковшика. Ниже и южнее Альдебарана вы найдете созвездие Ориона и Большую Туманность Ориона. Подробнее об этом я уже писал в заметке про наблюдения в январе.

Кстати, правее и выше Альдебарана видны слабые звезды рассеянного звездного скопления Гиады, образующего вместе с ярким Альдебараном на небе фигуру, напоминающую домик с острой крышей.

Если повернуться спиной к Ориону, то низко в северной части неба вы заметите яркую звезду Вегу из созвездия Лиры, являющуюся самой яркой звездой северного полушария небесной сферы. Выше и правее Веги заметна трапециевидная «голова» созвездия Дракона, расположенного в области неба между такими северными созвездиями, как Большая Медведица (ее ковш вы легко найдете даже в засвеченной Москве!) , Малая Медведица, Цефей, Волопас, Геркулес, Лира и Лебедь. Под головой Дракона проходят самые северные и довольно слабые звезды созвездия Геркулеса, которое в эти зимние месяцы привлекает внимание опытных наблюдателей, ведь в северной части Геркулеса в начале февраля будет гостить довольно яркая  комета Garradd (C/2009 P1), которая во второй половине месяца перейдет в созвездие Дракона, а к началу марта – в созвездие Малой Медведицы.

Более опытные наблюдатели в феврале смогут наблюдать астероид Эрос, открытый еще в 1898 году и являющийся первым открытым околоземным астероидом. Эрос еще известен тем, что в 2001 году он стал первым астероидом, на который сел космический аппарат. Этим аппаратом был NEAR Shoemaker.  Проследить за перемещением Эроса на фоне звездного неба можно даже при помощи бинокля! В феврале ищите астероид в  созвездии Гидры: