История астрофотографии в фотографиях…

Как оказалось, астрофотография существует без малого уже три века!

Да-да, первые астрофотографии были сделаны в Гарвардской обсерватории в 1847 и в 1850 годах, это были фотографии Луны и звезды соответственно.

А уже через год астрономы получили первую успешную фотографию редкого полного солнечного затмения. Фотография была сделана в Кёнигсбергской (наст. Калининград) обсерватории 28 июля 1851 года.

Рис.1. Первая в мире успешная фотография полного солнечного затмения 1851 года.

Уже через 30 лет астроном Генри Драйпер получил первую настоящую астрофотографию красивейшего и так любимого всеми начинающими астрономами объекта глубокого космоса эмиссионной туманности М42 по каталогу Месье. Фотография была сделана 30 сентября 1880 года с помощью 11-дюймового фотографического рефрактора.

Рис. 2. Именно такой Драйпер увидел Большую туманность Ориона 30 сентября 1880 и запечатлел её на фотопластинку.

Дрейпер был одним из пионеров использования астрофотографии. В 1872 году получил свою первую фотографию спектра Веги, в 1874 году сфотографировал прохождение Венеры по диску Солнца. За свои достижения получил многие награды, в том числе почетные степени в Нью-Йоркском и Висконсинском университетах (Мэдисон), золотую медаль Конгресса, избран членом Национальной академии наук США, Германского астрономического общества, Американского фотографического общества, Американского философского общества, Американской академии гуманитарных и точных наук, Американской ассоциации содействия развитию науки.

По тем же причинам, что и в случае комет, фотографии туманностей могли быть получены только после изобретения сухих бромосеребряных пластинок, зато потом работа развивалась очень быстро.

Немного технических подробностей первых астрофотографий М42:

• Экспозиция длилась 51 минуту;
  • Работа проделана с помощью фотографического экваториала, изготовленного А. Кларком;
  • Первый негатив показывал лишь яркие области туманности;
  • Следующая экспозиция, после небольших корректировок, заняла 104 минуты. На этой экспозиции проницаемость достигала 14-й звёздной величины;
  • Через 2 года Дрепер попробовал увеличить экспозицию до 137 минут. Он получил фотографии достаточно протяженных областей туманности. Вышло много деталей и слабых звезд, едва заметных при наблюдениях с крупнейшими телескопами.

Дрейпер скончался в следующем году, не успев выполнить свои планы и снять слабые звезды, не доступные визуальным наблюдениям.

Дело тут же было подхвачено Коммоном в Англии, который в 1879 г. начал работать с 20-сантиметровым рефлектором, а вскоре установил в Илинге, близ Лондона, большой рефлектор (D =91 см, F = 5,30 м), построенный Калвером. С этим инструментом 30 января 1883 г. он получил прекрасный снимок туманности Ориона с экспозицией 37 минут. На фотографии были видны звезды, ускользавшие от других наблюдателей. Пластинка еще более высокого качества была получена 28 февраля; она экспонировалась в течение часа. В 1884 г. за эти успехи Коммону присудили золотую медаль Королевского Астрономического Общества. В том же 1884 г. он получил фотографии нескольких туманностей, в частности, большой туманности Андромеды.

Но спустимся с небес на Землю, а точнее – на её орбиту. Первая фотография нашей планеты с орбиты (хоть и не круговой;)) была сделана 24 октября 1946 35-миллиметровой камерой, размещенной на ракете V-2. Фотография была сделана высоты 104 километра над Землей.

Рис. 3. Первая фотография с некруговой орбиты Земли (104 км). 1946 г.

Спасибо Вернеру Фон Брауну за это!

Первая же «нормальная» с уже круговой орбиты Земли была сделана в 1959 году аппаратом «Эксплорер–6». С тех пор фотографирование нашей планеты проводится регулярно со спутников, орбитальных станций, космических кораблей с метеорологическими или разведывательными целями. В XXI веке фото Земли из космоса в целом или какого-то ее участка можно получить через сеть Интернет в режиме реального времени.

Рис. 4. Первая фотография с круговой орбиты Земли, сделанная в 1959 году аппаратом «Эксплорер–6».

Рис. 5. До чего дошёл прогресс! Любой желающий может видеть нашу планету с орбиты МКС, просто подключившись в интернете к серверу www.nasa.tv.

Рис. 6. 1972 — первая фотография полностью освещенной Земли с борта миссии Apollo-17.

Первая фотография, на которой изображена полностью освещенная Земля, известна как “The Blue Marble” (“Синий мрамор”) и была сделана 7 декабря 1972 командой космического корабля Аполлон 17 c расстояния от поверхности Земли примерно в 29 тыс. км. Солнце было позади Земли, в то время, когда фотографировали, а Земля  полностью освещалась. Фотография находится в открытом доступе как работа Американского аэрокосмического агентства (NASA) и является общественным достоянием.

В 1974 г. с помощью телескопа, оснащённого ПЗС-матрицей, была получена первая цифровая фотография звездного неба.

Рис. 7. Первая цифровая фотография звездного неба. 1974 год.

Таблица. Сводные данные съёмок планет Солнечной системы с АМС (Автоматических межпланетных станций).

*Что касается Плутона, то с 2006 года она (теперь уже он) потеряла статус планеты и стала гордо называться планетоидом (карликовой планетой). До сих пор нет ни одного фото планетоида с его орбиты, ситуацию должен исправить аппарат «Новые горизонты» в 2015-м году.

Планета/спутник Дата съемки (год) Аппарат
Луна 1953 «Луна-3»
Меркурий 1974 «Маринер-10»
Венера 1975 «Венера-9»
Марс 1964 «Маринер-4»
Юпитер 1973 «Пионер – 10»
Сатурн 1979 «Пионер – 11»
Уран 1986 «Вояджер – 2»
Нептун 1989 «Вояджер – 2»
Плутон* 1930 Клайд Томбо;)

Что же касается других планет, планет вне нашей тёплой Солнечной системы, других холодных миров и миров «горячих Юпитеров», то первая фотография, на которой действительно обнаружена планеты была сделана совсем недавно, в 2008-м году, с наземного телескопа Gemini North.

До этого астрономы ставили снимки под сомнение из-за возможности оптических искажений, однако 2 года спустя, используя новые наблюдения с адаптивной оптикой высокого разрешения, группа ученых признала, что на фотографии действительно запечатлена звёздная система под названием 1RXS 1609.

Рис. 8. Фотография звёздной системы 1RXS 1609, впервые опубликованная в 2008 году.

Открытая планета, по массе в восемь раз больше Юпитера, движется по орбите на расстоянии 333 а.е. от молодой звезды типа Солнца 1RSX J160929, которая удалена от Солнечной системы на 500 световых лет. Температура её поверхности очень высокая — около 1,5 тысячи градусов Цельсия, что обусловлено молодым возрастом звездной системы.

Но самая первая фотография в истории была получена в 1826-м году.

Рис. 9. Это первая и старейшая фотография в истории. 1826 год.

Joseph Niepce – французкий фотограф, сделал этот снимок (используя восьми часовую выдержку). Называется “Вид из окна на Le Gras”, последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

Источники:

1) http://astr0n0m.livejournal.com/17334.html

Тирский Игорь, 2011 год.

P.S. В данный момент кто-то фотографирует звёздное небо, и завтра эта фотография будет на APOD;)