Сеть магазинов оптической техники
Москва
Петербург
Вся Россия
(499) 678-02-33
(812) 418-29-33
8-800-700-75-26
 
Пн-Пт: 9:00—22:00
Сб-Вс: 10:00—18:30
Сеть магазинов: 84 магазина в Москве10, Петербурге9 и еще 68 городах России, Украины, Беларуси и Казахстана. Откройте магазин «Четыре глаза» в вашем городе
или станьте нашим интернет-партнером.
Поиск по сайту:

Личный кабинетвходрегистрация

Ваша корзина Ваша корзина
Добавьте покупки в корзину
Подписывайтесь на новости и акции

Оптика для детей Levenhuk LabZZ

Линейка Bresser National Geographic

Наборы исследователя Bresser Junior

Планетарии

Обучающие наборы

Глобусы, карты и постеры

Компасы

Фонари

GPS-навигаторы

Элементы питания

Тепловизоры

Трихинеллоскопы

Барометры и метеостанции

Самые популярные телескопы

Самые популярные микроскопы

Самые популярные бинокли

Хиты продаж
Новинки
Полезная информация

Телескопы

Словарь терминов Ответы на частые вопросы Статьи

Микроскопы

Словарь терминов Ответы на частые вопросы Статьи

Бинокли

Словарь терминов Ответы на частые вопросы Статьи
Партнерство

Зарабатывайте вместе с нами!

Вы будете получать привлекательную комиссию с каждого заказа!

Узнайте больше
о партнерской программе!

Главная » Статьи и полезные материалы » Телескопы » Статьи » Астрофото: особенности оборудования и выбор объектов для съемки

Астрофото: особенности оборудования и выбор объектов для съемки

Любители астрономии говорят: "Нет такого визуальщика, который не мечтал бы стать астрофотографом". И действительно, хотя процесс визуальных наблюдений – это особое, ни с чем несравнимое удовольствие, разные причины побуждают людей заняться астрофотографией. Кто-то хочет поделиться красотой небес с окружающими, кому-то просто хочется увидеть больше: ведь при визуальных наблюдениях даже самые яркие и интересные объекты дальнего космоса выглядят невзрачными серыми пятнышками, а более тусклые и вовсе не видны. При фотосъёмке же даже небольшой телескоп покажет их в цвете с незаметными человеческому глазу подробностями. Да и на снимках планет зачастую можно рассмотреть больше мелких деталей, чем визуально. Опытные астрофотографы-любители получают снимки ничуть не хуже, чем фото с телескопа Хаббла.

Конечно, для того, чтобы достичь значительных результатов, недостаточно хорошего оборудования, едва ли не большую роль играет последующая обработка полученных исходных изображений. Но навыки обработки приходят с опытом, а хорошее оборудование для астрофотографии лучше приобрести сразу. Ясных ночей не так уж много, чтобы тратить их на борьбу с непокорным "железом".

Кто такие "планетчики" и "дипскайщики"?

Обычно астрофотографы специализируются по видам съёмки как "планетчики" (снимают Луну и планеты) или "дипскайщики" (снимают галактики, туманности, звёздные скопления, кометы и т. п.). В зависимости от этого различается используемое оборудование, методы обработки изображений, а требования к условиям съёмки зачастую и вовсе противоположны. Так, если для съёмки планет и Луны необходима спокойная атмосфера (даже если она будет не очень прозрачной), так называемый "синг", то для получения хороших снимков дипскай-объектов важна именно прозрачность и отсутствие засветки, а спокойствие атмосферы непринципиально.

Рассмотрим астрофотографию объектов дальнего космоса, или дипскай, они же DSO (deep-sky objects). Все DSO имеют очень низкую поверхностную яркость, поэтому человеческий глаз даже с помощью самого большого телескопа видит их чёрно-белыми и не видит всех деталей их строения. В отличие от него, фотоплёнка или матрица фотоаппарата при съёмке с длительными выдержками может накапливать свет, падающий на неё в течение нескольких минут. При этом на снимке начинают проявляться цвета и мелкие детали, невидимые глазом. При использовании цифровой фототехники и последующем компьютерном сложении серии снимков суммарная длительность экспозиции может достигать десятков и даже сотен часов! Вообще современная астрофотография немыслима без использования компьютерной обработки снимков.

Но хотя обработка снимков – очень интересное занятие со своими секретами и нюансами, это отдельная очень большая тема и мы не будем её касаться в данной статье, тем более что исходные материалы для обработки ещё нужно получить. Рассмотрим требования к оборудованию для астрофотографии.

Какая монтировка подойдет?

Для качественного астрофото хорошая монтировка едва ли не более важна, чем телескоп (объектив) и фотоаппарат. Так, небольшой телескоп или даже фотообъектив на жесткой монтировке позволит получить отличные снимки, тогда как даже 10’’ телескоп без хорошей монтировки совершенно бесполезен для астрофото. Желательно чтобы монтировка имела приводы по обеим осям и возможность управления с компьютера – это позволит использовать автогидирование. Дело в том, что даже самая жесткая и точная монтировка ведёт телескоп несколько неравномерно, во время визуальных наблюдений мы этого не просто замечаем. А вот при фотосъёмке ошибки ведения накапливаются, и звёзды на снимке теряют свою круглую форму, становятся чёрточками или галочками. Это проявляется тем сильнее, чем больше фокусное расстояние объектива. Компьютер с помощью автогида (небольшой телескоп или фотообъектив с камерой, жестко закреплённый на трубе основного телескопа) отслеживает ошибки ведения и корректирует работу приводов монтировки для их своевременного устранения. В общем случае телескоп меньшего диаметра на более стабильной монтировке предпочтительнее, чем более апертуристый, но неустойчивый.

Какая рекомендуется светосила объектива?

Телескоп для астрофотографии должен быть как можно более светосильным (иметь относительное отверстие 1/6-1/4) – это позволяет собрать больше света от небесных объектов за меньший промежуток времени. Обычно для дипскайного астрофото используют либо небольшой полуапохромат, установленный на монтировке с автонаведением (например, Levenhuk KSON Ekcentrik ED805.5 GoTo) – как компактный инструмент для поездок, если объём багажа ограничен, либо рефлектор Ньютона апертурой 200-250 мм на экваториальной монтировке (например, Levenhuk Skyline PRO 2000 EQ или Bresser Messier N-203 203/1000). Очень желательно наличие у телескопа электрофокусёра или хотя бы двухскоростного фокусёра Крейнфорда – если при визуальных наблюдениях небольшие неточности фокусировки компенсируются хрусталиком глаза, и мы их даже не заметим, то при использовании телескопа для астрофотографии это приведёт к размытости снимка.

Особенности съемки объектов дальнего космоса

Съёмка дипскай-объектов обычно производится в прямом фокусе телескопа, при этом он используется как объектив зеркального фотоаппарата. Для этого к фотокамере присоединяется соответствующее Т-кольцо с резьбой, которое, в свою очередь, накручивается на резьбу на фокусёре телескопа. Наиболее популярны у любителей зеркальные фотоаппараты производства Canon, но если у вас уже есть другой фотоаппарат – его тоже можно использовать.

Для дипскайной астрофотографии крайне желательно выезжать подальше от городских огней – в условиях сильной засветки при выдержках более 30 секунд слишком возрастает яркость фона неба, и получить сколько-нибудь качественные снимки невозможно. Исключение составляет съёмка через узкополосные фильтры, но и они не могут заменить тёмное загородное небо.

Особенности лунно-планетной съемки

Лунно-планетная съёмка имеет свои особенности, и часто бывает так, что опытный фотограф-дипскайщик не может получить даже фото Луны через телескоп. Дело в том, что Луна и планеты – весьма яркие объекты, и при их съёмке не требуется большая выдержка. Обычно их снимают на веб-камеры или специальные астрономические камеры, затем ролик разбивается на отдельные кадры и складывается с помощью специального программного обеспечения. Существуют специальные переходники на диаметр 1,25’’, с помощью которых веб-камера устанавливается вместо окуляра телескопа. Также при съёмке планет часто используются чёрно-белые камеры с использованием светофильтров соответственно красного, зелёного и синего цветов, и последующим поканальным сложением для получения цветного изображения

При лунно-планетной съёмке требования к точности ведения телескопа не настолько высоки, небольшие погрешности компенсируются при обработке. В принципе, первые фото с телескопа можно получить даже с ручным ведением, но лучше всё-таки использовать моторизированную монтировку. Для того чтобы увеличить размер диска планеты на матрице камеры, нужен телескоп с максимально большим фокусным расстоянием. Для его увеличения используются 3х и даже 5х линзы Барлоу, при этом эквивалентное фокусное расстояние системы может доходить до 10 метров!

Луна сквозь объектив Levenhuk SkyMatic 135 GTA: (видеозапись сделана на обычный цифровой фотоаппарат!)


Луна сквозь объектив телескопа начального уровня

Какие телескопы подойдут для съемки Луны?

Для астрофотографии планет используются разнообразные телескопы, наиболее распространены оптические схемы Максутова (например, Levenhuk SkyMatic 127 GT MAK) и рефлекторы Ньютона. При этом, чем больше апертура, тем больше подробностей и мелких деталей проявится на снимке.

Если вы хотите поскорее получить своё первое фото через телескоп, стоит попробовать себя в съёмке Луны – это наиболее контрастный и довольно простой объект, и порой даже одиночного кадра достаточно для получения качественного снимка.

 

Телескоп Levenhuk
KSON Ekcentrik
ED805.5 GoTo

Телескоп Levenhuk
Skyline PRO 2000 EQ

Телескоп Bresser
Messier N-203 203/1000

Телескоп Levenhuk
SkyMatic 127 GT MAK

Сергей Чернышев
29 ноября 2011 года

Перепечатка без активной ссылки на сайт www.4glaza.ru запрещена.

Смотрите также

Другие обзоры и статьи о телескопах и астрономии:

Обзоры оптической техники и аксессуаров:

Статьи о телескопах. Как выбрать, настроить и провести первые наблюдения:

Все об основах астрономии и «космических» объектах: